?

Log in

No account? Create an account
Nikon

aptsvet


Записки аэронавта

Свободу Pussy Riot!


Previous Entry Share Next Entry
Все настолько плохо,
Nikon
aptsvet

что практически впервые поймал себя на стремлении выдавать желаемое за действительное. Вроде как у Лема в "Футурологическом конгрессе": носишь в кармане антидот от галлюцинаторной действительности, но боишься принять.



  • 1
Вы совершенно правы. Законы природы очень архаичны, и даже более того. А главное, что их нельзя отменить или заменить более новыми. Такие попытки будут похожи на попытки трамвайного вогоноважатого проложить новый путь.
В законы социальных взаимоотношений укладывается и упомянутые вами Гоголь и Тютчев. И если вам действительно интересно и не смущает "многобуков", я могу рассказать вам, как они вписываются в рассматриваемую ранее схему "Пингвин на Северном полюсе".

Игорь Вадимович, расскажите про классиков мне, пожалуйста - единственная стОящая мысль тут, хочется понять до конца :)я раньше над этим не задумывалась, честно говоря, считая любого связанного с русской (национальной) культурой частью народа, где бы он ни находился - но сейчас согласна скорее с Вами.:) звучит убедительно, но хотелось бы и про классиков Ваши рассуждения послушать.

Мудрая мысль. То есть, Вы считаете, что Томас Манн, к примеру - не немецкий писатель, раз осудил свой народ в трудную для него годину?

Нравственные константы, определяющие мотивацию для отдельных людей, нельзя проецировать на социум. Там действуют другие законы.

Алексей Петрович, отнюдь. Просто я, пожалуй, разделяю литературные заслуги и влияние на общество. Язык живет везде, где есть его носители, но гражданство - это уже другая статья.
Дело в том, что Вы сейчас выступаете не как русский писатель (то есть не по вопросам собственно литературы или языка), а как лидер общества, на языке которого Вы пишете. Своими суждениями Вы пытаетесь хоть как-то на нас повлиять - это позиция лидера. Но чтобы стать реальным лидером, то есть иметь авторитет среди случайных людей, не связанных с литературой, подобных заслуг недостаточно. Надо жить в этой стране, среди этого народа, чтобы восприниматься "своим" полностью, чтобы к Вам прислушивались именно сейчас. Лидер - такой же как я, только сильнее (умнее, добрее). Он живет рядом, ест тот же хлеб, слушает во многом ту же музыку, озабочен теми же вопросами, что и я, и поэтому только он способен предложить верное решение проблемы. Так рассуждают многие.
К тому же, Вы и Ваши единомышленники сейчастолько осуждаете другую сторону - такие оголтелое осуждение и насмешка отталкивают людей. Это ведь еще один психологический закон - никто не любит унижения, даже если неправ. Никакой реальной помощи в подобном осуждении нет - только сброс накопившегося негатива. Чтобы человек признал свою неправоту, надо показать, что уважаешь его, но... Так что и конкретные личности, вполне умные, часто не могут принять Вашу точку зрения. Все-таки самоидентификация по национальному признаку существует, это, пока что, одна из точек опоры человека в меняющемся мире наряду с религиозной самоидентификацией. И, унижая конкретную страну или конкретную религию, унижаешь и личность. А я редко встречала людей, которые бы не дорожили уважением других. Ведь от этого часто, хотя и не всегда, зависит самооценка.
Таким образом, вывод мой простой - Ваши книги в русской литературе останутся, конечно, и одним этим Вы повлияете на будущее, но сам народ по указанным выше причинам Вы изменить не сумеете. Сиюминутно проиграете, вобщем.

Расскажите, конечно) Хотя социал-дарвинизм все равно представляется мне позапрошлым веком ;)

Приятно общаться с человеком, который знает, что такое социал-дарвинизм :)
Но это учение тут не при чем. В данном случае пингвин - лишь поэтический образ, помогающий лучше проиллюстрировать взаимоотношения в системе "часть - целое". С таким уже успехом можно было взять для иллюстрации кварцевую песчинку из Сахары, занесенную ветром в океан, опустившуюся на дно и смешавшуюся там с коралловым песком. Оторванная от своих собратьев, она уже не является пустыней, так как не участвует в процессе барханообразования и т.д.
Но человеческий социум, безусловно, более сложная система, чем "песчинка-пустыня" или "пингвин-стая". И поскольку некоторый интерес проявил и хазяин этого блога, и sej_senagon, и вы, то я постараюсь максимально сжато прописать гоголе-тютчевскую" ситуацию и через некоторое время (к концу дня) размещу здесь. Сейчас просто работа навалилась.

Давайте попробуем продолжить рассуждения о том, можно ли считать пингвина, оказавшегося на Северном полюсе - неотъемлемой частью стаи, живущей на полюсе Южном. Упрощенно я модель уже прописал. Но для более детального понимания нужно ввести некоторые дополнительные факторы.
Во-первых, надо учитывать, что поведенческие функции у пингвинов с разной психической конституцией различаются весьма значительно. Диапазон достаточно широк.
На одном конце шкалы пингвин-патриот. Даже на Северном полюсе он позиционирует себя именно как пингвин, и делает все, чтобы его, не дай Бог, не перепутали с тюленем. Детей от тюленихи он воспитывает исключительно в духе пингвиньей самости. Радуется малейшим успехам пингвинов а Антарктиде, словно в этом есть и его заслуга. На негативную информацию с Южного полюса благосклонно закрывает глаза. Он продолжает чувствовать себя членом стаи, даже если она не подозревает о его существовании. Именно это психологически помогает ему выживать в трудные минуты.
На другом конце поведенческой шкалы находится пингвин иного психического типа — пингвин-отщепенец. Чтобы смягчить себе трудности выживания в обществе тюленей, он подсознательно вылавливает из потока новостей малейшую негативную информацию с Южного полюса. И когда там случается пурга, или недород рыбы, он гладит себя по голове ластом и говорит: «Как хорошо, что я живу не там». Положительные же сведения его мозг избирательно пропускает мимо ушей. Это помогает избежать горьких мыслей о том, что многие его сверстники на Южном полюсе сильно поднялись по иерархической лестнице, завоевали теплое место под антарктическим солнцем, а он (ничуть не глупее и не хуже) живет среди тюленей пингвин-пингвином.
Обе эти крайности (и все что между ними располагается) тем ни менее, так или иначе, в большей или меньшей степени, осознанно или нет, но все в своей жизни соизмеряют с сообществом пингвинов на Южном полюсе.
Но есть еще третий тип пингвинов на северном полюсе. Он слагается вне зависимости от психотипа. Это пингвины-везунчики, которым повезло забить сытное место у рыбной полыньи, и этого оказалось достаточно, чтобы они и думать забыли о бывшей стае. Если же даже сытая жизнь не помогла забыть о Юном полюсе, то такие пингвины-везунчики тоже начинают поведенчески распределяться по шкале «патриот — отщепенец».

(продолжение, если это интересно, проследует)

мне вот интересно :)
ну додумать сама могу, но есть большой риск, что не в ту степь попрусь - знаю меньше, все-таки... Поэтому закончите свою мысль, пожалуйста, если нетрудно :)

*Публика поудобнее устроилсь в своих креслах и приготовилсь слушать занимательную историю, доказывающую, что люди - это пингвины)

Ну, раз публика еще не разбежалась и требует продолжения, и хозяин еще не выгнал, то извольте.
Как относится пингвинье сообщество к уже упомянутым гипотетическим особям, оказавшимся на Северном полюсе?
Да, никак. Если это обычные, ничем не выдающиеся пингвины, то стая своей массе знать о них ничего не знает и знать не хочет. Так как они не представляют для нее никакой объективной пользы или опасности, в иерархическую, биологическую и пищевую цепочки не включены, то потому и внимания не заслуживают. Без них проблем по самый клюв.
Хотя, если какой-нибудь перелетный пингвин (скажем, командировочный) на время окажется на Северном полюсе, то воспримет пингвина-патриота как потенциального союзника стаи, а пингвина-отщепенца - как потенциального врага.
Любопытно, что к пингвину-счастливчику, напрочь забывшему о стае, тем ни менее отношение будет скорее со знаком плюс, чем наоборот.
Но, допустим, что рассматриваемые нами севернополюсные пингвины - не простые особи, годные только на то, чтобы обеспечивать белых медведей вкусной и калорийной пищей. Допустим, что они способны еще производить какой-нибудь интеллектуальный продукт.
То есть, наши пингвины – творческая интеллигенция. Этот фактор значительно усложняет модель. Дело в том, что духовная пища способна включаться сразу в несколько пищевых цепочек. И производящий духовную пищу пингвин, даже находясь на Северном полюсе, потенциально уже может быть интересен стае, находящейся на другой стороне планеты.
Рассмотрим варианты.
Допустим пингвин настолько интегрировался в тюленье общество, что смог создать достойный культурный продукт на языке тюленей и белых медведей. Интересна ли такая особь стае? Будет ли она считать его своим? Нет.
Можно вспомнить многих выходцев из России, покоривших вершины Голливуда - кто-то основал не то фирму «Голден Майер», не то «XX век Фокс», еще был актер Юл Бриннер («Великолепная семерка»)… Пингвины России никогда не считали их членами своей стаи.
Причины, надеюсь, понятны. Не на ту культуру работали.
(продолжение следует)

классное изложение :)

К сожалению вынужден прерваться. Уезжаю на выходные на дачу. Если интересно, в понедельник попробую продолжить :)

Спорен каждый Ваш тезис, если его спроецировать на человеческое сообщество, но я бы хотел остановиться на последнем тезисе.
Русский народ в его просвещенной части по-прежнему гордится американским прозаиком Набоковым и поэтом Бродским, композиторами Стравинским и Рахманиновым, художниками Марком Шагалом и Василием Кандинским (примеры можно множить и множить), созданное ими считает неотъемлемой частью национальной культуры, при том что данные художники вовсе не собирались, в соответствии с заветом А.А.А., "быть со своим народом там, где их народ, к несчастью, был". Нечто поддобное происходит и с массовым сознанием, с особым волнением следящим за успехами спортсменов с русскими корнями или таких русских американок, как Мария Шарапова (могу ошибаться в именах, но не в тенденции), гордящимся тем, что в Голливуде снимались Андрейченко и Крамаров, воспринимая их посланцами народа в иной культуре, а не как отщепенцев.
Так что думаю, что "пингвинья" логика свойственна делеко не всем представителям нашего несчастного и прекрасного народа. Впрочем, спор по данному пункту вряд ли продуктивен, ибо мое убеждение коренится больше на априорном знании. на вере (как, собственно, и Ваше), и потому мы можем лишь обозначить позиции.

:) Если мне удастся высказаться более полно, вы увидите, что противоречий нет.
Пингвинья аналогия (как и вообще метод аналогий) безусловно не идеально совпадает с человеческой реальностью, но глубинные закономерности описывает достаточно точно. И к тому же позволяет говорить без ненужного тут пафоса.

  • 1