?

Log in

No account? Create an account
Nikon

aptsvet


Записки аэронавта

Свободу Pussy Riot!


Previous Entry Share Next Entry
Все настолько плохо,
Nikon
aptsvet

что практически впервые поймал себя на стремлении выдавать желаемое за действительное. Вроде как у Лема в "Футурологическом конгрессе": носишь в кармане антидот от галлюцинаторной действительности, но боишься принять.



  • 1
:) Если вы народ - то мания у вас. Вы обычный человек. Как и я. А главное я не говорил от имени народа. Интересно, где вы такое увидели? Не выдавайте мною написанное за вами желаемое.

Просто мы все народ (или, по платоновски - "без нас народ неполный"), Вам я тоже в этом праве не отказываю. Я не считаю Вас в праве определять - кто отказался от своего народа, а кто нет, в одиночку это делать как-то неприлично.
Выбор места жительства давно уже не определяет принадлежность к народу - определяет его язык и самоидентификация. Тем более - для поэта. Что-то я не слышал, чтобы А.П. называл себя "нерусским" или, скажем, "чешским" поэтом.

"Просто мы все народ".
В этой расхожей фразе, далекой от истины, и кроется корень вашего заблуждения. Достаточно посмотреть по словарям определение понятия "народ".
Чтобы не загружать научными териминами, объясню методом образной анологии.
Скажем, особь антарктического пингвина, кготорая волею обстоятельств (сама ли, по причине ли какого природного катаклизма) оторвалась от пингвиньей стаи и оказалась на Северном полюсе.
Природные условия выживать позволяют - такие же льды, полыньи, море, рыба... Но пингвин никогда не почувствует тут полного комфорта, даже выучив язык тюленей и белых медведей. Почему - долго объяснять не надо. Аналогия говорит говорит сама за себя - он пингвин, а не тюлень.
Допустим наша особь (для вящей красоты пусть это будет королевский пингвин) имеет возможность общаться по радио с представителями своей бывшей стаи. Но это не значит что она является частицей этой стаи. Отнюдь. Пингвин отщепенец (в этом слове нет ничего обидного, это лишь характеристика положения дел)находится на Северном полюсе и общение на расстоянии с полюсом Южным дает лишь видимость приобщения к стае, но не причастность к ней. Нашему гипотетическому пингвину уже трудно издалека понять все глубинные социальные причины, толкающие его бывшую стаю на те или иные поступки. Потому как его организм не получает тех же сигналов и раздражений из внешней среды, что и его сородичи. У них там айсберг откололся, пурга налетела, люди на вездеходах появились, полынью затянуло... Чтобы выжить и сохранить популяцию, стая начинает дружно реагировать - кочует с одного места на другое, из-за внутренних раздоров разделяется на две стаи, и т.д. и т.п. Пингвину с другой стороны планеты, не испытывающего тех же внешних раздражителей трудно понять истинную мотивацию этих поступков. С его кочки зрения они могут казаться глупыми и хаотичными.
Наш гипотетический пингвин, сидя на северном полюсе, может осуждать действия своей бывшей стаи. Его высказывания могут быть яркими и остроумными. Но стае это будет малоинтересно (подчеркиваю, не отдельным пингвинам в стае, а стае как социальному образованию), поскольку жизнедеятельность пингвина на северном полюсе не способствует росту ее популяции, степени безопасности и выживаемости на полюсе южном.
Так что, пингвин - еще не стая, человек - еще не народ.

Построения эти абстрактные, возможные совпадения с конкретными личностями прошу считать случайностью.

Все очень верно. И понятно. Однако пингвин-ощепенец все равно не согласится, что он не прав. Каждый сам для себя центр собственных координат, и весь мир лежит в его системе отсчета. Нужно уметь понимать и противоположную точку зрения. Хотя бы понимать, - принимать никто не требует. Если понять, уже невозможно говорить о том, что "они не правы". Можно говорить - у них другой путь. Если бы каждый понимал, что у всех пути свои, мир был бы другим. Но уж считающие себя умными, меньшинством, могли бы это понимать...
Но уточню - признавая, что у Запада иной путь, я бы хотел, чтобы этот путь не препятствовал нашему пути. В противном случае мы имеем право на противодействие.

Как же много Вы говорите слов! Скажем короче: по-Вашему,с если в зоопарке на клетке со львом написано "Лев", не верь глазам своим. "Лев" он - только в Африке, в Зоопарке же перестает иметь отношение к львиному семейству. Хм, остроумно! :S

Вам трудно даются "многобуков"? Судя по вашему ответу вы плохо поняли, что я сказал.
Попробую короче: пингвин, он, конечно, и в Африке пингвин. Но поселившись в Африке, он перестал быть членом антарктической стаи. Хотя бы потому, что включился в другую пищевую цепочку.

Нет, я Вас прекрасно понял, просто хотелось еще раз получить подтвержение, что Ваши представления о народе - столь архаичны. Видимо, и Гоголь из "прекрасного далека" Рима обозревавший Россию, и Тютчев, большую часть жизни проживший за границей, для Вас отъединены от своего народа, ему не причастны(( Ибо были включены в другую пищевую цепочку((

Вы совершенно правы. Законы природы очень архаичны, и даже более того. А главное, что их нельзя отменить или заменить более новыми. Такие попытки будут похожи на попытки трамвайного вогоноважатого проложить новый путь.
В законы социальных взаимоотношений укладывается и упомянутые вами Гоголь и Тютчев. И если вам действительно интересно и не смущает "многобуков", я могу рассказать вам, как они вписываются в рассматриваемую ранее схему "Пингвин на Северном полюсе".

Игорь Вадимович, расскажите про классиков мне, пожалуйста - единственная стОящая мысль тут, хочется понять до конца :)я раньше над этим не задумывалась, честно говоря, считая любого связанного с русской (национальной) культурой частью народа, где бы он ни находился - но сейчас согласна скорее с Вами.:) звучит убедительно, но хотелось бы и про классиков Ваши рассуждения послушать.

Мудрая мысль. То есть, Вы считаете, что Томас Манн, к примеру - не немецкий писатель, раз осудил свой народ в трудную для него годину?

Нравственные константы, определяющие мотивацию для отдельных людей, нельзя проецировать на социум. Там действуют другие законы.

Алексей Петрович, отнюдь. Просто я, пожалуй, разделяю литературные заслуги и влияние на общество. Язык живет везде, где есть его носители, но гражданство - это уже другая статья.
Дело в том, что Вы сейчас выступаете не как русский писатель (то есть не по вопросам собственно литературы или языка), а как лидер общества, на языке которого Вы пишете. Своими суждениями Вы пытаетесь хоть как-то на нас повлиять - это позиция лидера. Но чтобы стать реальным лидером, то есть иметь авторитет среди случайных людей, не связанных с литературой, подобных заслуг недостаточно. Надо жить в этой стране, среди этого народа, чтобы восприниматься "своим" полностью, чтобы к Вам прислушивались именно сейчас. Лидер - такой же как я, только сильнее (умнее, добрее). Он живет рядом, ест тот же хлеб, слушает во многом ту же музыку, озабочен теми же вопросами, что и я, и поэтому только он способен предложить верное решение проблемы. Так рассуждают многие.
К тому же, Вы и Ваши единомышленники сейчастолько осуждаете другую сторону - такие оголтелое осуждение и насмешка отталкивают людей. Это ведь еще один психологический закон - никто не любит унижения, даже если неправ. Никакой реальной помощи в подобном осуждении нет - только сброс накопившегося негатива. Чтобы человек признал свою неправоту, надо показать, что уважаешь его, но... Так что и конкретные личности, вполне умные, часто не могут принять Вашу точку зрения. Все-таки самоидентификация по национальному признаку существует, это, пока что, одна из точек опоры человека в меняющемся мире наряду с религиозной самоидентификацией. И, унижая конкретную страну или конкретную религию, унижаешь и личность. А я редко встречала людей, которые бы не дорожили уважением других. Ведь от этого часто, хотя и не всегда, зависит самооценка.
Таким образом, вывод мой простой - Ваши книги в русской литературе останутся, конечно, и одним этим Вы повлияете на будущее, но сам народ по указанным выше причинам Вы изменить не сумеете. Сиюминутно проиграете, вобщем.

Расскажите, конечно) Хотя социал-дарвинизм все равно представляется мне позапрошлым веком ;)

Приятно общаться с человеком, который знает, что такое социал-дарвинизм :)
Но это учение тут не при чем. В данном случае пингвин - лишь поэтический образ, помогающий лучше проиллюстрировать взаимоотношения в системе "часть - целое". С таким уже успехом можно было взять для иллюстрации кварцевую песчинку из Сахары, занесенную ветром в океан, опустившуюся на дно и смешавшуюся там с коралловым песком. Оторванная от своих собратьев, она уже не является пустыней, так как не участвует в процессе барханообразования и т.д.
Но человеческий социум, безусловно, более сложная система, чем "песчинка-пустыня" или "пингвин-стая". И поскольку некоторый интерес проявил и хазяин этого блога, и sej_senagon, и вы, то я постараюсь максимально сжато прописать гоголе-тютчевскую" ситуацию и через некоторое время (к концу дня) размещу здесь. Сейчас просто работа навалилась.

Давайте попробуем продолжить рассуждения о том, можно ли считать пингвина, оказавшегося на Северном полюсе - неотъемлемой частью стаи, живущей на полюсе Южном. Упрощенно я модель уже прописал. Но для более детального понимания нужно ввести некоторые дополнительные факторы.
Во-первых, надо учитывать, что поведенческие функции у пингвинов с разной психической конституцией различаются весьма значительно. Диапазон достаточно широк.
На одном конце шкалы пингвин-патриот. Даже на Северном полюсе он позиционирует себя именно как пингвин, и делает все, чтобы его, не дай Бог, не перепутали с тюленем. Детей от тюленихи он воспитывает исключительно в духе пингвиньей самости. Радуется малейшим успехам пингвинов а Антарктиде, словно в этом есть и его заслуга. На негативную информацию с Южного полюса благосклонно закрывает глаза. Он продолжает чувствовать себя членом стаи, даже если она не подозревает о его существовании. Именно это психологически помогает ему выживать в трудные минуты.
На другом конце поведенческой шкалы находится пингвин иного психического типа — пингвин-отщепенец. Чтобы смягчить себе трудности выживания в обществе тюленей, он подсознательно вылавливает из потока новостей малейшую негативную информацию с Южного полюса. И когда там случается пурга, или недород рыбы, он гладит себя по голове ластом и говорит: «Как хорошо, что я живу не там». Положительные же сведения его мозг избирательно пропускает мимо ушей. Это помогает избежать горьких мыслей о том, что многие его сверстники на Южном полюсе сильно поднялись по иерархической лестнице, завоевали теплое место под антарктическим солнцем, а он (ничуть не глупее и не хуже) живет среди тюленей пингвин-пингвином.
Обе эти крайности (и все что между ними располагается) тем ни менее, так или иначе, в большей или меньшей степени, осознанно или нет, но все в своей жизни соизмеряют с сообществом пингвинов на Южном полюсе.
Но есть еще третий тип пингвинов на северном полюсе. Он слагается вне зависимости от психотипа. Это пингвины-везунчики, которым повезло забить сытное место у рыбной полыньи, и этого оказалось достаточно, чтобы они и думать забыли о бывшей стае. Если же даже сытая жизнь не помогла забыть о Юном полюсе, то такие пингвины-везунчики тоже начинают поведенчески распределяться по шкале «патриот — отщепенец».

(продолжение, если это интересно, проследует)

  • 1