?

Log in

No account? Create an account
Nikon

aptsvet


Записки аэронавта

Свободу Pussy Riot!


Previous Entry Share Next Entry
Привлечь к себе любовь пространства
Nikon
aptsvet
У меня давно было искушение написать пару строк об этом предмете. А теперь вот есть наконец и повод, хотя и несколько косвенный.
Россия, к которой я сам имею известное отношение, напоминает мне некую колонию марсиан, высадившуюся много столетий назад на Земле с целью, естественно, колонизации, но попутно и для изучения нравов местной разумной жизни и использования ее опыта для того, чтобы колонизация была по возможности успешной. Но колонисты почему-то изначально решили, что понимать этот опыт необязательно и даже вредно. Нужно только использовать, отключив центральный процессор.
Отсюда возникают интересные парадоксы. Например, было замечено, что у туземцев существуют методы повышения популярности кандидатов, способствующие их успеху на выборах. Для целей собственного языка придумали термин «политтехнологии» и принялись их применять. Успех, которого с их помощью достигли, теперь очевиден. Забавно читать время от времени, что «наши» политтехнологи несравненно лучше западных. Конечно лучше – на Западе такая профессия неизвестна.
Попутно из практики тех же политтехнологий извлекли понятия «демократии» и «либерализма» и всенародно их осудили. Тот факт, что совпадение терминов с туземными тут совершенно случайное, а в понятиях ничего общего нет, никого не тревожит.
Но самое смешное, о чем я, собственно, и веду речь, случилось с термином «пиар». В сущности, он стал синонимичен двум понятиям: «реклама» и «ложь с целью извлечения минутной выгоды». В языке, из которого он первоначально извлечен, этот термин означал установление хороших отношений с клиентами, улучшение репутации компании среди заказчиков. Сама эта мысль, судя по всему, мастерам русского «пиара» ненавистна. С их точки зрения хороший клиент – мертвый клиент.
Судя по всему, СУП понимает пиар как некогда римский император Калигула: пусть ненавидят, лишь бы боялись. С этой точки зрения, разумеется, в пиар лучше нанимать штурмовые отряды.
Попутно: забавен бытующий исключительно в России термин «черный пиар», до которого земляне никогда не додумались, как не додумались, допустим, именовать соль «соленым сахаром». В исконных земных языках существует слово «диффамация».


  • 1
в марсианских хрониках новостях однажды довелось услышать фразу "озвучить все точки зрения"

я даже попытался представить себе эту полифонию

И вдогонку - как называется профессия Роува, Карвиля и Дика Морриса?

Я Вам ответил ниже, почему-то не могу уничтожить этот комент и переставить сюда, фокусы жж. Профессии упомянутых Вами лиц называются по-разному, но никогда black PR. Вода называется по-разному, но никогда - "негорючий бензин".
Одна цитата - и Вы будете близки к опровержению моего тезиса.

Профессия этих людей называется "политконсультант", но по сути дела то чем они и им подобные занимаются, в России i называется "политтехнологией". Разница между образом действий упомянутых джентельменов и их российских коллег, разумеется, есть, как есть разница между образом действий банкиров, судей, сотрудников служб правопорядка и т.п. на Западе и в России; но ---.

PR - это, допустим, пресс-секретарь Белого Дома или госдепа. А эти люди советники, менеджеры кампаний и пр. Политтехнологи - нет такого слова, но вообще тут надо углубляться в анализ. Грязные методы они, конечно, применяют, но в конечном счете все упирается в решение электората.

Скорее доказательство моего тезиса, чем его опровержение - википедия всегда требует осторожного подхода. Притом же передергивание налицо: ни единого случая употребления термина в советские времена не помню, тут одна цитата стоила бы десяти статей в википедии. Кроме того, не помню ни одного случая употребления в английском языке безотносительно к сегодняшней российской реальности. Smear campaign, упомянутая в статье - вот это действительная языковая практика.

И при чем, здесь, казалось бы, советские времена? Не думаете же Вы, в самом деле, что термин "черный пиар" перекочевал на Запад из России?
Во всяком случае, сциентологи использовали этот термин задолго до конца исторического материализма.

Black PR scientology 316,000 страниц.



Могу биться об заклад, что здесь термин позаимствован из русского. Вот результаты поиска в гугле: либо речь идет о негритянском PR, либо российские реалии.

На последнюю ссылку Вы, про сциентологию, Вы решили не нажимать.
И на первой же странице Гугля по словам "Black PR" две ссылки на негритянский пиар, одна ссылка на российские реалии, а все остальное - вполне западный контекст.

> Кроме того, не помню ни одного случая употребления в английском языке безотносительно к сегодняшней российской реальности.

Вот тут:

http://wikileaks.cx/leak/scientology-frank-oliver-osa.pdf

В писаниях Хаббарда для своей паствы (60-е, 70-e) - именно "PR" и именно в "российском смысле". То есть, видимо, это словоупотребление только сейчас сошло на нет. Но - было. И в русском оно не самозародилось.

Тогда это вдвойне интересно - учитывая, каким влиянием пользовалась сайентология в России в начале 90-х.

Я про это влияние ничего не знаю - где об этом можно почитать, самообразования для?

Вообще, Хаббард писал весьма характерным языком. Его жаргон и даже синтаксис ни с каким другим не спутаешь. Так что и его "PR" вполне могло быть, хотя бы отчасти, авторским переосмыслением слова, которое потом разошлось через его "церковь". Если это так и если в Россию оно пришло из этого источника - это было бы крайне любопытно и показательно. Надеюсь, кто-нибудь когда-нибудь исследует это во всех подробностях.


"В языке, из которого он первоначально извлечен, этот термин означал установление хороших отношений с клиентами, улучшение репутации компании среди заказчиков."

это не совсем так. пиар - эта работа по обеспечению информационного взаимодействия для всеобщего благоденствия.)

Re: как пиарщик

Уверяю Вас, что нет. Профессия, которую Вы описываете, называется ангел. Но я не верю в существование ангелов.

Re: как пиарщик

но в МГУ меня учили именно этому))

Re: как пиарщик

Вас обманули Леля. Многие компании вполне хорошие, но бывают и плохие. И те, и другие нанимают пиарщиков для создания себе хорошей репутации среди клиентов или укрепления пошатнувшейся. Поэтому пиарщик говорит о компании обычно только ту правду, которая ей удобна. Иногда врет, конечно, но если это всплывает, компания несет урон.
Но принцип работы всегда один: убедить клиента, что компания существует исключительно ради его блага и только о нем и печется. Говорить клиенту, что он мудак и маргинал - плохой способ сделать себе карьеру в пиаре.

А еще эти люди называются strategists, но как-то рука не подывается переводить "стратеги". Большей части американского политического лексикона в русском нет аналогов, потому что нет понятий. Мне приходится постоянно крутиться со всеми этими earmarks, blue dogs, pork burrel и прочим. С праймери и кокусом только в этом году, кажется, отчасти разобрались. Очень тяжелое наследие в этом отношении оставил советский режим. Какому-то умнику пришло в голову, что в Америке не может быть графств, другому - что Attorney General - это министр юстиции, третьему - что rogue state - это "государство-изгой". В принципе я не вижу ничего ужасного в том, что несуществующему слову подбирается наиболее близкий русский эквивалент. Но штука в том, что эквивалента понятиям нет. Работа американского campaign strategist - это просто другая профессия. Но что черный пиар (smear/dirty campaign) как набор приемов дискредитации соперника пришел в Россию из США, мне кажется бесспорным фактом. В России еще царя табакеркой в висок убивали, когда в США уже президентов выбирали. И уже вторая кампания, Адамс против Джефферсона, была в полной мере грязной.

С графствами так просто всю печенку выели. Тогда отменили бы и округи за то, что они никогда округлыми не бывают.

Главное, что здесь они никому не мешают.

Про черный пиар: я имею в виду сам термин "соленый сахар", он конечно же исконно русский.

Edited at 2008-03-19 05:19 pm (UTC)

Я думаю, от "черной пропаганды" пошло. Отсюда же "черный нал", "чернуха". Эх, нет у нас русского Сэфайра.

Предполагал нечто подобное, а Вы хорошо сформулировали. Хотя и небесспорно - я бы ограничился ...гм-м... нетрадиционным подходом россиян к известным понятиям.

Умом Уганду не понять,
В Уганду можно только верить.

(Deleted comment)
Эти похождения мне известны. Увы, в России это почти всегда пятна на репутации. Между тем в США опыт работы в политических кампаниях, и добровольцем, и даже за плату - это совсем не компромат.

А что было с Кибировым, можете дать ссылку или рассказать? Я не знал. Его стихи (не последние, правда) мне очень нравились; не понимаю, как человек может так писать и одновременно зарабатывать "грязными политическими технологиями".

Мне кажется, так "по-марсиански" обстоят дела далеко не только в России.

Мне кажется Вы ее выделяете потому же, почему и Киплинг.

"Попутно из практики тех же политтехнологий извлекли понятия «демократии» и «либерализма» и всенародно их осудили. Тот факт, что совпадение терминов с туземными тут совершенно случайное, а в понятиях ничего общего нет, никого не тревожит." - Отлично сказано. То же самое пыталась сказать одному своему френду, но без успеха. Теперь, вооружённая Вашей формулировкой, попробую ещё раз. :)

  • 1