?

Log in

No account? Create an account
Nikon

aptsvet


Записки аэронавта

Свободу Pussy Riot!


Previous Entry Share Next Entry
Эпикур
Nikon
aptsvet

Если Бог желает предотвратить зло, но не может, он не всемогущ. Если может, но не желает, то он есть зло. Если может и желает, то откуда берется зло? Если не может и не желает, то какой же он Бог?

(Собственно говоря, это тезис теологии "слабого Бога", во времена Эпикура этот вариант всерьез не рассматривали.)



  • 1
Я, кстати, не вижу никакого парадокса в создании вселенной Богом без бесконечных атрибутов. Это как физика до "большого взрыва" - наши формулы неприменимы. Просто была пылинка, из нее возникла вселенная. Вполне возможно, притом, что конечная, то есть с пылинкой соизмеримая. Из идеи перводвигателя бесконечные атрибуты никак не следуют, Аристотель был еще не в курсе теории хаоса и имел о космосе преувеличенные представления.
К трансцендентному мы не можем прилагать имманентных атрибутов, хотя сам Кант и пытался. Но Кант ведь и не был идеально последователен. Ему нужен был гвоздь на который повесить категорический императив. По мне - гвоздь отдельно, императив отдельно.

Edited at 2008-01-28 11:23 pm (UTC)

Вот именно, что наши формулы неприменимы. Естественный вопрос: а откуда тогда появилась пылинка? Мы опять упираемся в одну из "антиномий чистого разума".
Аристотель, кстати говоря, свой аргумент заимствовал у Платона, который рассматривал "атрибуты Единства" вообще не с точки зрения происхождения вселенной, а как чисто логическое построение (я имею в виду "диалектику единого и иного" в "Пармениде").
Кант не был идеально последователен, это правда, но с его "гвоздем", по-моему, не поспоришь: он ведь предлагает этот гвоздь как регулятивный принцип; с позиций чистого разума здесь ничего нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Либо у всего должна быть причина, либо у некоторых вещей может не быть причины. В первом случае у перводвигателя тоже должен быть двигатель. Во втором никакого перводвигателя не нужно.
А вообще ты практически Витгенштейна цитируешь: о чем нельзя говорить, о том надлежит молчать, сказал бы он Канту.
Я, собственно, и не пытаюсь. Я просто говорю про логические ловушки. Потому что на самом деле бесконечных атрибутов никто ни у кого не видел.

Неправда, Спиноза видел. Бесконечные атрибуты видел, ага. Или, по крайней мере, много про них писал. Не мог же он всю жизнь писать о том, чего никогда не видел!

Спиноза, как ты знаешь, зарабатывал себе на козленка в молоке матери его шлифовкой линз. Подозреваю, что он и сконструировал специальный прибор для наблюдения за бесконечными атрибутами. Теперь таких не выпускают.

  • 1