?

Log in

No account? Create an account
Nikon

aptsvet


Записки аэронавта

Свободу Pussy Riot!


Previous Entry Share Next Entry
Эпикур
Nikon
aptsvet

Если Бог желает предотвратить зло, но не может, он не всемогущ. Если может, но не желает, то он есть зло. Если может и желает, то откуда берется зло? Если не может и не желает, то какой же он Бог?

(Собственно говоря, это тезис теологии "слабого Бога", во времена Эпикура этот вариант всерьез не рассматривали.)



  • 1
Ответ в Библии: князь мира сего не Бог, а дьявол. И Господь не искореняет зло в этом мире, потому что человек сам в этот мир по своему выбору и пришел, съев с дерево познания. А свобода выбора - это то, что собственно человека человеком и делает. В нас не вторгаются, нас ждут.

Аргумент блистательный, кладет на лопатки. А зачем Бог этого князя сотворил? Хотел зла? Тогда обратно к Эпикуру.

Люцифер такой же волей обладал, но большими возможностями, что ли. Возгордился. Отринул Создателя. Он как и мы был создан свободным. Ну и мы потом по стволу следом. Мы задуманы не злыми, никто из созданных не сотворен злым. Даже Эпикур. А вот зачем нас было создавать свободными, это только почувствовать пожалуй можно. Вы, наверное, чувствуете?

Я вот не только чувствую, но и сказать могу. Я не хочу быть несвободным, поэтому рад, что создан свободным.
Однако я не рад, что при этом создан немогущественным. Но был бы я готов к тому, чтобы быть равным Богу или Люциферу? Нет, разумеется. Сначала надо прожить миллион жизней. Иначе глупостей бы натворил!
К вашей сказке добавление. Люцифер был свободным и могущественным. Поэтому Бог решил следующих своих созданий ограничить - сделать свободными, но не могущественными, чтобы не могли много зла натворить.
Вариант сказки: каждый из нас ипостась одного существа, живущего одновременно миллион жизней. Я, Вы, Алексей Цветков, Путин и бомж-сосед - жизни этого существа. Цель - научиться. В состоянии бодроствования/не-жизни существо помнит всё, что с ним произошло в каждой из жизней и таким образом учиться. Когда оно будет морально готово, ему можно будет предоставить всемогущество и у Бога появится равный собеседник.

А если это не так - единственную жизнь потратить на глупости, вместо того, чтобы попробовать хоть что-нибудь понять.

Кое-что можно понять - то, что доступно нашему познанию. Непознаваемое понять нельзя, даже с помощью парадоксов, показывающих только ограниченность нашего разума. В непознаваемое можно только верить. Или хотя бы надеяться. Канту это было ясно, потому он и отделил трансцендентальное от трансцендентного.

Впрочем, это Вы сами лучше меня знаете.

Посмотрите когда жил Эпикур.

Ну на эту тему столько еще всего сказать можно - не знаешь, где и начать. И какая могла быть свобода выбора до познания - а если ее не было, как можно карать? И с какой стати карать потомство за грех прародителя? И зачем Всевидящий преднамеренно создал существо с конструктивным изьяном, который мог привести к таким ужасным последствиям для всего человеческого рода из-за одной ошибки одного прототипа? Из всего этого вместе следует Архитектор либо чудовищно некомпетентный, либо преднамеренно злобный, либо справедливый на уровне таких дремучих пастушьих правил, которые современного человека должны ужасать.

Аргумент от свободы воли, действительно, разбивается и ребенком. И тогда остается только аргумент от неисповедимости, примерно той же мощности.

Ну аргумент от неисповедимости я даже рассматривать отказываюсь - не из-за его абсурдности, а потому, что он пресекает любой диалог в зародыше. Если исходить из постулата, что нам ни хрена не может быть известно о предмете наблюдения - то что обсуждать?

Но вот его-то Вам как раз тут и приводят.
Богословие на самом деле возможно, если допустить, что Бог не всемогущ - и на вопрос Эпикура, "какой же он тогда Бог", можно ответить, что такой как есть, а не придуманный. Только зачем и кому он тогда нужен? Если бы его не было, его бы не стоило придумывать.

Ну можно, наверное придумать самосовершенствующегося или деградирующего Бога, который в краткосрочной перспективе работает примерно как Бог 3 религий. Или даже которого обратная связь людей усиливает или ослабляет - так что надо быть хорошими, и т. п. Или который как Будда (который не Бог, но допустим) вообще не имеет отношения к космогонии, а выполняет просветительскую задачу.

А я не знаю. Вы спрашивайте - вам ответят. Но догадываюсь только, что самое ценное во мне это возможность что-то создать. Пусть безделицу, пусть дурость. А без это "конструктивного изъяна", как вы выразились, это невозможно. А почему - опять не знаю. Опыт.

Не знаю - не аргумент. Вам уже выше ответили. Если добрый - пусть прощает. Не умеешь сотворить нормальный мир - не берись.

  • 1